пятница, 23 августа 2013 г.

"Титаник", "Атлантида" и Дьявол

Рассказ И.Бунина "Господин из Сан-Франциско" - первый художественный текст, с которым встретятся на уроке литературы одиннадцатиклассники. Школьники - впервые, а учитель - и не сосчитать.
О художественной емкости рассказа Бунина и методике его школьного анализа написано предостаточно статей. Захотелось освежить представление о рассказе.
Интересная статья литературного критика  Альфреда Бема, который сделал акцент на "мистический реализм" рассказа. И еще статья о роли мистико-религиозного подтекста в рассказе "Господин из Сан-Франциско" Аллы Злочевской, доктора филологических наук, старшего научного сотрудника филологического факультета МГУ.

 Фабула рассказа по сути анекдотична. Только господин из Сан-Франциско собрался пpиcтyпuть «к жизни» (ведь «до этой поры он не жил, а лишь существовал, правда, очень недурно, но все же возлагая все надежды на будущее») - и умер. Невольно вспоминается известная история о том, как на масленицу зашел купец в трактир, заказал водки, блинов, икры, семги и других соответствующих случаю яств, налил стопку, аккуратно завернул в блин икры, поддел его на вилку, поднес ко рту - и помер.
Социальная неприязнь к нехорошему господину, который нажил свои богатства, нещадно эксплуатируя китайцев, а теперь решил неуёмно наслаждаться  всем в жизни, лежит на поверхности рассказа.

Нравственно-философская мысль Бунина  гораздо глубже. Она связана
- с образом самого  корабля, на котором путешествует герой."Венцом" каждого дня  на "Атлантиде" был роскошный обед-пир. Поневоле вспоминается библейское предание о пиршестве царя Валтасара перед великим крушением Вавилона;
 - с образом стихии, океана. Бунин дает почувствовать читателю всеразрушающую силу слепой стихии, о которой стараются не думать, но присутствие которой тяготеет над всеми.
-с образом капитана, на котором держится вся мощь гиганта-корабля, этого "нового Вавилона, города крепкого". Он — господин его, в него веруют и те, кто веселятся в его верхнем этаже, и те, кто в «девятом его кругу» осуждены на непосильный труд. В нем,капитане, воплощена человеческая гордыня, дерзко бросившая вызов стихии.
 Противопоставление двух сил — человеческой дерзости и силы стихии — является в конечном счете движущей силой всей повести (А.Бём).
- с  образом Дьявола, которого Бунин взгромоздил на скалы Гибралтара и который не спускает глаз с уходившего в ночь корабля.  
"Дьявол был громаден, как утес, но еще громаднее его был корабль, многоярусный, многотрубный, созданный гордыней Нового Человека со старым сердцем. Вьюга билась в его снасти и широкогорлые трубы, побелевшие от снега, но он был стоек, тверд, величав — и страшен. На самой верхней крыше его одиноко высились среди снежных вихрей те уютные, слабо освещенные покои, где, погруженный в чуткую и тревожную дремоту, надо всем кораблем восседал его грузный водитель, похожий на языческого идола".
 
Рассказ написан Буниным в октябре 1915 года, а  апреле 1912 г. в Атлантическом океане затонуло, столкнувшись с айсбергом, крупнейшее пассажирское судно - пароход «Титаник», погибло около полутора тысяч людей. Это трагическое событие, ставшее первым в ряду великих катастроф XX в., таило в себе нечто зловеще парадоксальное: потерпел крушение корабль, созданный по последнему слову техники и объявленный «непотопляемым».
 Именно гибель «Титаника», как  представляется, явилась главным импульсом к написанию  "Господина из Сан-Франциско».   
Слишком уж явны здесь типологические переклички между художественным текстом и его прообразом.
                                                                                         "Титаник" уходит в море со стапелей


Комментариев нет:

Отправить комментарий

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...