Семиклассники - это дети в том счастливом возрасте, когда до выпускных сочинений ещё далеко и можно писать по-своему, минуя жесткие схемы и правила. Однако у моего нового 7 класса любое сочинение вызывает протест: "Не умеем... не писали никогда...не знаем, как..." "Особо одаренные" молчат, предполагая найти нужную работу в интернете, невзирая на низкие оценки.
Согласно психолингвистическим исследованиям речевой процесс обеспечивается наличием мотива. Недостаточность мотивации негативно сказывается на качестве создаваемых высказываний. Мотив речи возникает у школьников при наличии сильных эмоций, ярких впечатлений, интереса, определенных установок.
После прочтения на уроках литературы повестей Л.Толстого и М.Горького о детстве предложила учащимся написать сочинение о СВОЕМ детстве. Определяя временные рамки этого периода человеческой жизни, ученики с удивлением обнаружили, что их детство кончилось.( Кстати, эта мысль вполне может послужить началом сочинения.) Чем не мотивация - оглянуться назад, вспомнить! Заодно пообещала все работы сшить в отдельную книжицу, сохранить и извлечь на свет божий, когда они о своих сочинениях напрочь забудут. А если еще учесть, что впереди их ждет отрочество и юность, то вполне может сложиться целая трилогия. (Уместно объяснить или напомнить значение слова трилогия.)
Когда эмоциональная установка создана, переходим к обдумыванию темы, ее границ. Делаем это в виде простых вопросов и простых ответов.Все фиксируем в тетради, чтобы не растеряли мысли по дороге домой.
- Каким бывает детство? Счастливым , несчастливым, безоблачным, непростым и т.д.
- Может ли человек помнить все детские годы? Как он его помнит? Эпизодами, случаями, картинками, отрывочно.
- Какие эпизоды запоминает надолго? Самые яркие по переживаниям.
- Что или кто делает детство счастливым- несчастливым? Обстоятельства жизни, семья, окружающие люди (родственники, друзья, воспитатели, учителя).
- Почему человек на протяжении всей жизни мысленно возвращается в детство? Этот вопрос обдумайте самостоятельно. Ответ может послужить заключительной частью сочинения.
Давая ответы на вопросы учителя, дети не раз ссылались на прочитанные повести Л.Толстого и М.Горького о детстве, активизируя полученный на предыдущих уроках читательский опыт.
Далее разговор переходит к обсуждению формы сочинения и стиля. Стиль,безусловно, художественный, язык образный, эмоциональный. Кому необходимо, воспользуйтесь конструкциями типа помнится..., я вспоминаю..., никогда не забуду, как..., хочется вспомнить о... Кроме традиционной формы сочинения, можно выбрать письмо к другу, запись в личном дневнике и т.д.
P.S. Степень откровенности в сочинениях ученики определяют сами.
Согласно психолингвистическим исследованиям речевой процесс обеспечивается наличием мотива. Недостаточность мотивации негативно сказывается на качестве создаваемых высказываний. Мотив речи возникает у школьников при наличии сильных эмоций, ярких впечатлений, интереса, определенных установок.
После прочтения на уроках литературы повестей Л.Толстого и М.Горького о детстве предложила учащимся написать сочинение о СВОЕМ детстве. Определяя временные рамки этого периода человеческой жизни, ученики с удивлением обнаружили, что их детство кончилось.( Кстати, эта мысль вполне может послужить началом сочинения.) Чем не мотивация - оглянуться назад, вспомнить! Заодно пообещала все работы сшить в отдельную книжицу, сохранить и извлечь на свет божий, когда они о своих сочинениях напрочь забудут. А если еще учесть, что впереди их ждет отрочество и юность, то вполне может сложиться целая трилогия. (Уместно объяснить или напомнить значение слова трилогия.)
Когда эмоциональная установка создана, переходим к обдумыванию темы, ее границ. Делаем это в виде простых вопросов и простых ответов.Все фиксируем в тетради, чтобы не растеряли мысли по дороге домой.
- Каким бывает детство? Счастливым , несчастливым, безоблачным, непростым и т.д.
- Может ли человек помнить все детские годы? Как он его помнит? Эпизодами, случаями, картинками, отрывочно.
- Какие эпизоды запоминает надолго? Самые яркие по переживаниям.
- Что или кто делает детство счастливым- несчастливым? Обстоятельства жизни, семья, окружающие люди (родственники, друзья, воспитатели, учителя).
- Почему человек на протяжении всей жизни мысленно возвращается в детство? Этот вопрос обдумайте самостоятельно. Ответ может послужить заключительной частью сочинения.
Давая ответы на вопросы учителя, дети не раз ссылались на прочитанные повести Л.Толстого и М.Горького о детстве, активизируя полученный на предыдущих уроках читательский опыт.
Далее разговор переходит к обсуждению формы сочинения и стиля. Стиль,безусловно, художественный, язык образный, эмоциональный. Кому необходимо, воспользуйтесь конструкциями типа помнится..., я вспоминаю..., никогда не забуду, как..., хочется вспомнить о... Кроме традиционной формы сочинения, можно выбрать письмо к другу, запись в личном дневнике и т.д.
P.S. Степень откровенности в сочинениях ученики определяют сами.
Спасибо, Галина, за интересные размышления.
ОтветитьУдалить