Результаты одного социологического исследования среди учителей: каким они представляют идеального ученика и какого имеют в реальности. Самый яркий эпизод статьи:
"Что же получается? В голове – образ воспитанного, умного, доброго, послушного и пышущего здоровьем ребенка, а перед глазами – эгоистичный нахал, который к тому же часто болеет, а если не болеет, то ленится, и учить его невыносимо. Несомненно, образ идеального ученика получился более однородным. Также стало очевидным и то, что подспудно он формируется учителями с позиции удобства. Плохо ли работать с воспитанным, любознательным, активным ребенком, который схватывает материал на лету, никогда не нарушает дисциплину и не задает ненужных вопросов? "Хорошо, лучшего не надо!» – отвечает наш учитель.
И тем самым обрисовывает вполне определенный круг деятельности, которую воспринимает как профессию: провести урок организованно, по плану, передать материал по программе, проверить усвоение и со звонком испытать чувство выполненного долга. И хорош тот ребенок, который не помешал этому ритуалу состояться. Он пришел (не заболел), с пониманием выслушал, ответил, когда спросили, лишнего не наговорил. А вся эта креативность, целеустремленность, коммуникабельность – пусть будут, но не здесь, пусть развиваются, но не мной. Активный любознательный ребенок – хорошо, но пусть все личные источники активности: влечения, переживания, мотивы и цели, ценностные ориентации, идеалы – будут пульсировать где-то там, на другой территории. Но этого не происходит, ребенок приходит в класс весь, какой есть, и учителю все труднее – сегодня практически невозможно загнать его в образ правильного ученика. «Не тот» сегодня ученик, но и учитель, выходит, нужен «не тот».
Статья в газете "Первое сентября" №8 2013
"Что же получается? В голове – образ воспитанного, умного, доброго, послушного и пышущего здоровьем ребенка, а перед глазами – эгоистичный нахал, который к тому же часто болеет, а если не болеет, то ленится, и учить его невыносимо. Несомненно, образ идеального ученика получился более однородным. Также стало очевидным и то, что подспудно он формируется учителями с позиции удобства. Плохо ли работать с воспитанным, любознательным, активным ребенком, который схватывает материал на лету, никогда не нарушает дисциплину и не задает ненужных вопросов? "Хорошо, лучшего не надо!» – отвечает наш учитель.
И тем самым обрисовывает вполне определенный круг деятельности, которую воспринимает как профессию: провести урок организованно, по плану, передать материал по программе, проверить усвоение и со звонком испытать чувство выполненного долга. И хорош тот ребенок, который не помешал этому ритуалу состояться. Он пришел (не заболел), с пониманием выслушал, ответил, когда спросили, лишнего не наговорил. А вся эта креативность, целеустремленность, коммуникабельность – пусть будут, но не здесь, пусть развиваются, но не мной. Активный любознательный ребенок – хорошо, но пусть все личные источники активности: влечения, переживания, мотивы и цели, ценностные ориентации, идеалы – будут пульсировать где-то там, на другой территории. Но этого не происходит, ребенок приходит в класс весь, какой есть, и учителю все труднее – сегодня практически невозможно загнать его в образ правильного ученика. «Не тот» сегодня ученик, но и учитель, выходит, нужен «не тот».
Статья в газете "Первое сентября" №8 2013
Комментариев нет:
Отправить комментарий