понедельник, 29 июля 2013 г.

Такое изучение русского языка у нормального человека не может вызвать интереса

Тонизирующее чтение в канун нового учебного года. 
И. Милославский, доктор филологических наук, академик 

 Мне кажется, что  в нашем обществе  существует абсолютно ложное представление о том, что такое знание языка. В обществе принято такое мнение, что знать язык – это уметь писать диктант на 5. Ничего более далекого от истины на самом деле нет.
 Потому что знать язык – это значит, уметь понимать точно и полно, многоаспектно все, что представлено в соответствующем тексте.  С другой стороны, вторая задача, которая постоянно стоит перед людьми, которые хотят действительно научиться пользоваться родным языком: надо научиться выражать свои мысли в соответствии со своим замыслом, в соответствии с адресатом, условиями общения. Что-то затемнять, что-то акцентировать. А у нас этому не учат.

Когда мы открываем школьный учебник и смотрим раздел «Оглавление», там что? Правописание, правописание, правописание. Либо «знаки препинания при…», «знаки препинания при…». Поэтому у людей создается впечатление, что знание языка – это  умение писать без ошибок. 
Что такое умение писать без ошибок? Это проявлять вежливость по отношению к тому, кто будет тебя воспринимать. Если я напишу «агурцы», вы потом, в конце концов, поймете, что я имел в виду, но чувство раздражения вас не покинет. Зачем же я это сделал? Поэтому, если я пишу, уважая те нормы, которые в обществе выработаны, я проявляю вежливость к своему читателю…

  Вся концепция школьного обучения русскому языку построена таким образом, что перед нами – я отвечаю за каждое слово – классификация, ориентированная на соблюдение орфографических и пунктуационных правил. Зачем род существительных определяем? А чтобы «рожь» с мягким знаком писать, а «еж» - без мягкого, да? Только для этого. Зачем падежи изучаем? А для того, чтобы понять, что «в деревне», но «из деревни». В этом весь смысл всего. Самый убедительный пример. Наверняка каждый из нас потратил много дней скупо отпущенной жизни на то, что делил слово на морфы и говорил: «Это приставка, это суффикс, это корень». Для чего? А потому, что в корнях действуют одни правила правописания, в суффиксах – немножко другие, в приставках – третьи, в окончаниях – четвертые. Поэтому очень важно понять, что же перед нами. Но никогда не ставится самый важный, самый главный вопрос: что означает эта приставка, которую вы выделили? Что означает этот корень, суффикс и так далее? То есть, все настроено на то, чтобы обеспечить орфографическую, ну, и пунктуационную грамотность, обеспечить соблюдение правил. Смысл не представлен нигде.

Ключевое противопоставление, которое должно составить основу школьного обучения, говоря современным языком, это получатель  и отправитель сообщения. Главное - я понимаю то, что мне говорят, то, что написано, то, что услышал. Могу назвать то, что у меня на уме, на сердце, выразить оценку явления, о котором я говорю, обозначить свое отношение к человеку, к которому я обращаюсь. А форма, в которой это выражается, устно или письменно, это уже второй вопрос. И в случае с письменной речью человек чаще оказывается даже в более выигрышном положении, потому что у него есть много времени. Он может посмотреть в словарь, подумать, заменить, проверить. А в устной речи очень важна быстрота реакции.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...